Интервью с Sakis Tolis, 2007

Несмотря на предельно жесткое и нонконформистское имя, Rotting Christ были и остаются, прежде всего, очень романтичным и атмосферным коллективом, который куда больше интересует подобная образность, мистика и артистизм, нежели привыкшая для стиля бласфемия и нарочитая экстремальность. И для понимания этого совсем не нужно знать лидера команды Сакиса лично (как это довелось нам), или хотя бы слышать по телефону его доброжелательными мягкий, со специфическим греческим акцентом голос по телефону. Вполне достаточно самих альбомов команды. Начиная с дебютника, каждый из них наполнен десятками мистических образов и оккультных воззваний, вплетенных в ткань атмосферной, мелодичной и экспрессивной музыки. Юношеский интерес Сакиса к практическим методам давно прошел, остались лишь теория, лирика и сама музыка Rotting Christ, однако образная насыщенность альбомов команды лишь возросла за эти годы. И можно заметить, что с течением времени люциферианская и демоническая символика все чаще соседствует или даже сменяется мистикой несколько иного порядка: мифологическое и религиозное наследие культуры древней Греции, архетипы Олимпийского пантеона богов в сочетании со все более жесткой блэк-метал подачей. Особенно характерен в этом отношений новейший диск Theogonia, концептуально и лирически посвященный древнему мифу о создании мира: по части аранжировок он стал самым «этническим», фолк-ориентированный альбомом группы...
Впрочем, так ли далеко стоят друг от друга звездная символика оккультизма и архетипичные корни мифологии? Для человека знающего очевидно, что нет. Поэтому в музыке Rotting Christ, несмотря на частую несовершенность формы, можно найти небольшую частицу этой темной энергии, частицу понимания великой тайны освоения небесного и земного.
Если для продолжения Пути вам недостаточно сказанного, то эта ночная беседа с вокалистом группы вряд ли сможет помочь. Как и абсолютное большинство других интервью с Сакисом. она прошла в формальной не располагающей к особым откровениям атмосфере. Что ж. профессиональная работа по промоции нового альбома и настоящее творчество - разные вещи, и мы лишь пытаемся провести между ними тонкую связующую нить единства и гармонии.
 
Мы с вами находимся в одном часовом поясе: в Минске сейчас поздняя ночь, как и в Афинах. Думаю, кстати придется разговор о темной  стороне вашей музыки, об атмосфере, которую она несет. Ты предпочитаешь творить ночью или при свете дня?
 
О, ночью, конечно же! Но дело не только в характере музыки: здесь, в Греции, днем бывает слишком уж жарко. Настолько, что о какой бы то ни было атмосфере просто невозможно думать. А вот когда приходит ночь, а вместе с ней прохлада, у меня появляется настроение для создания того, что впоследствии приходится слышать на альбомах Rotting Christ. К тому же, всем известно, что ночью намного спокойнее, так как большинство людей спит, и ничто не мешает сосредоточиться на гитаре и извлечь несколько мелодий. Так что кто-то говорит о «таинственном», «темном» характере нашего звучания, здесь стоит благодарить именно ночь.
 
Правду говоря, я бы не отказался провести каникулы в Греции. Если бы ты был гидом, какие места ты бы мне посоветовал?
 
Вообще-то, я не фанат обычных для туристов походов в клубы и бары, это быстро надоедает. Предпочитаю встречаться с друзьями, бывать в горах, в малонаселенных местах – для на, это достаточно crazy, чтобы хорошо провести время. Особенно люблю (и порекомендовал бы) множественные острова, названия которых вряд ли много скажут тебе как иностранцу. Дикая природа, почти полное отсутствие человека - уже достаточно для новых впечатлений. Знаю, климат наш не совсем такой, как в твоей стране, но, думаю, привыкнуть к этому не так сложно. Зато, приехав сюда, можно многое понять о нашей культуре и национальном характере. Греки зачастую ленивы и расслаблены, и ты убедишься, что дело здесь не только в ДНК. Еще и погода накладывает свой отпечаток, ха-ха...
 
А страдают ли некоторые особо музыкальные греки от климатических перепадов во время туров по другим странам?
 
Aгa, и пресильно. Куда только группу не может забросить – от изнуряющей жары до полного отмороза... Хотя блэк-метал, вообще-то, не должен бояться климата: это же злая и суровая музыка.. мы все равно страдаем. (Смеется.)
 
В начале 90-х греческая сцена, наравне со скандинавской и иногда  даже опережая ее, шла в авангарде блэк-метал волны, захлестнувшей немалую часть андерграунда и вскоре вышедшей за его пределы. Видишь ли ты общие корни, общие особенности развития в скандинавской и греческой сценах?
 
Сложно сказать. Я бы скорее переформулировал: это было «общее время», когда стиль развивался и новые идеи витали в воздухе, находя свое воплощение в творчестве самых разных бригад. Darkthrone, Mayhem, Burzum, Grateful Dead, Dark Funeral - мы держали контакт со всеми этими командами, обменивались демками... В общем, начинали мы вместе, но не звучим одинаково. Обе сцены создали свое воплощение стиля, и я горд быть его частью.
 
Кстати, о представителях сцены: я слышал что-то о возвращении Septic Flesh...
 
Да это и не слухи вовсе! Они уже почти договорились о контракте с лэйблом Season of Mist и в сентябре собираются записывать свою новую работу... Таких команд в мире действительно мало, так что мы все ждем записи!
 
На протяжении множества веков твоя страна была влиятельной империей с огромным культурным наследием. Сегодня же Греция - почти целиком туристическая страна с близким к нулю политическим весом. Как думаешь, что может произойти в будущем? Возвращение былых могуществ, дальнейшее размягчение, что-то еще?
 
О, вряд ли, вряд ли... Та цивилизация ушла безвозвратно, и глобализация продолжает поглощать нас, как и любое другое более-менее развитое государство. Культуры сливаются и взаимодействуют, этому трудно помешать, да и нужно ли? Конечно, как и любой грек, я горжусь богатой историей и наследием своей страны, влиянием наших достижений на другие культуры. Просто сейчас тяжело сохранить аутентичность.
 
Наш журнал много внимания уделяет этнической составляющей в метал-музыке. Что ты можешь сказать о «народных» греческих влияниях применительно к мелодиям Rotting Christ?
 
Да, «эффект предков» сложно отменить! Зачастую мне кажется, что новые идеи в моей голове не так уж и новы. Сидя с гитарой и сочиняя новые партии, я всего лишь человек, так же подверженный окружающим меня ветрам, как и любой другой. Поэтому определенные элементы традиционной музыки действительно есть. Группу отличает своеобразная атмосфера, мы включаем все больше текстов на родном языке. Конечно, глобализация не проходит мимо греческой сцены, но какой смысл вестись на тренды и подражать очередным Nile или Cannibal Corpse? Надо внедрять свои элементы. К примеру, я могу брать за основу не только культуру и историю, в которых варюсь сам, но и что-то, позаимствованное «со стороны». Просто я не стану копировать однажды усвоенное, а вложу в это собственную мысль, собственное чувство. Переосмыслю, переосознаю - вот это уже совсем другое дело.
 
Лирика на Theogonia вращается вокруг греческого мифа о создании мира. Легенды, как известно, - не просто занимательные истории, но и набор характерных для культуры архетипов и иносказаний. Что думаешь об этом метафорическом содержании вашей мифологии?
 
Как ни крути, а мы (группа) находимся под большим влиянием мифологических дел. Где миф - там мысль, и эту мысль мы вкладываем в рождающуюся музыку. Возможно, я говорю пафосно, однако не подумай, что мы выставляем греков самыми продвинутыми людьми на свете. Мы не «самые умные», и во многих западный менталитет подавляет исходный, генетически заложенный. (Смеется.) Но в мифах можно вычитать много правды о том, каков наш характер на самом деле. 
 
Поддерживаешь ли ты сейчас какие-нибудь оккультные организации?
 
В прошлом - да, было дело. Сейчас я все больше сосредотачиваюсь на музыке. Мое видение необъяснимого - нечто сугубо личное, я не хочу насаждать свои взгляды. Я лишь пишу лирику, воплощая в ней свои эмоции и мысли, создавая определенную атмосферу. Я в постоянном поиске новых идей, и не отрицаю чужого влияния на свои собственные. Предпочитаю искать то скрытое, что до сих пор не раскрыл в себе самом.
 
Хорошо, давай вернемся к «чисто музыкальным» разговорам. Расскажи о новом участнике группы - гитаристе Джордже Бокосе, бывшем участнике Nightfall. Отчего решились на смену в составе, и как новый участник повлиял на ваш звук?
 
Пока никак не повлиял, потому что он пришел в группу, когда я уже почти все сочинил для нового альбома. 
 
Не боишься ли, что некоторые слушатели «не поймут» вашей музыкальной эволюции на последнем альбоме?
 
Я думаю, в каждом конкретном случае все, зависит слушателя. Сколько людей - столько и мнений, у каждого свои вкусы и своя компетенция. Для меня Rotting Christ - это наш собственный мир гитарных мелодий, собственное путешествие по дорогам познания. А новый альбом - всего лишь более атмосферный и техничный подход к имеющимся идеям. Быть может, кто-то из наших слушателей жаждет чего-нибудь совсем уж уникального, не знаю... Но не могу отрицать, что большая часть успеха группы зависит от реакции публики на очередной альбом, невзирая на то, что музыкально коллектив все равно развивается сам по себе.
 
Помнишь ли свои СНГ-шные концерты в рамках прошедшего несколько лет назад Sanctus Diavolos Tour?
 
Конечно, помню! Этот тур стал отличным приключением и испытанием для группы. Сибирь - ууух! В этих землях мы были впервые. Запомнилась огромная усталость, эти постоянные утомительные переезды между городами... Потом Москва... потом на юг страны... Но! На каждом концерте нас ждал настолько теплый прием!.. Эти толпы народа, что приходили нас послушать - просто целая армия фэнов, так и чувствовалась позитивная энергетика. Хотелось сказать: «Стоп! Остановите автобус, остановите тур - мы остаемся здесь!» (Смеется.) Мы жаждали играть у вас, это был огромный опыт, в том числе в личностном плане. Встретили столько групп, для которых музыка важнее выживания, играющих за идею, за голод... Да и нам, чего говорить, случалось выступать забесплатно. Нет денег - окей, я просто выйду и сыграю для этих людей, потому что это важно для меня!
 
Отслеживаешь ли ты новые таланты, что скажешь о современной мировой блэк-сцене?
 
В начале 90-х команд было меньше, и все таланты оказывались легко заметны. Позже сцена существенно выросла, разнообразилась. Но... эксперименты, например, с электронщиной мне никогда не нравились. На мой вкус, играя блэк-метал, надо играть блэк-метал. Я не вижу сегодня действительно влиятельных команд в этом стиле, или хотя бы хороших экспериментаторов. За последнюю декаду многое изменилось, и сегодня, я считаю, эта сцена нуждается в шевелении, в хорошем пинке. Рано или поздно он произойдет.
 
Ну, и напоследок еще один вопрос, который всегда хотел задать греку. Я слышал, у вас есть национальное питье с непроизносимым на трезвый язык названием «оузо». Расскажи!
 
(Смеется.) Нууу... Честно говоря, даже не знаю точно, из чего оно делается. Я не алкаш, практически не пью, так что знаю не очень много английских слов, обозначающих ингредиенты алкогольных напитков. На чем-то растительном это питье настаивают, оно довольно крепкое и с характерным вкусом... Ну, в общем, если будешь в Греции, то у нас оузо - это как водка в России, настолько же распространенное, разве что пьем мы не так много... Вот ты сейчас в Минске? Скорее всего, будем там проезжать с Vader, Krisiun, Incantation и компанией. Планируется тур по России - я думаю, что и к вам заедем. Если что, выходите на связь, выпью немного специально для вас!
 
HL w.a.h.f. Guardian
 
© Русскоязычный фан-сайт группы Rotting Christ.
Друзья сайта
Связь с администрацией